Прививать желание учиться Каким образом помогать ребенку в учебе? Как пробудить у него интерес к школьным занятиям, к чтению книг? Какими приемами вырабатывать у детей прилежание? С такими вопросами чаще всего обращаются к учителям папы и мамы. Это и понятно. Все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. Однако далеко не всем удается этого добиться. Получается так потому, что в разных семьях по-разному решают эти задачи. Одни родители прежде всего заботятся о том, чтобы пробудить у своего ребенка интерес к приобретению знаний, вызвать желание учиться, потребность узнавать новое, и не только на уроке. Такие отцы и матери стоят на верном пути. Другие родители , сосредотачивая внимание детей только на получении отличных и хороших отметок, невольно сужают цель их обучения. В таких семьях ребята с младших классов привыкают учиться ради отметки, а взрослые ограничивают свою помощь им в учебной работе проверкой того, насколько твердо выучен по учебнику заданный материал. Не только дети, но и мы, взрослые, с интересом относимся к делу тогда, когда оно у нас спорится. Какую же обстановку нужно создать ребенку в семье, чтобы у него спорилась работа? Прежде всего с самого первого дня школьных занятий ученик должен получить дома свое постоянное рабочее место. Чувствовать, что к его занятиям взрослые относятся с уважением, считают их делом очень серьезным. С первых же классов очень часто становятся неуспевающими те ученики, которым до школы мало читали детских книг и стихов, редко и неинтересно отвечали на бесконечные детские «почему». У таких родителей дети оказываются неподготовленными к началу обучения, а поэтому с первых же дней школьной жизни, почувствовав, что знают и понимают меньше своих одноклассников, они смущаются, не поднимают рук на уроке, стесняются отвечать на вопросы учителя. И, конечно, им много труднее усваивать объяснения педагога. Все это вызывает у ребенка тягостные переживания, и очень скоро школа, в которую он с таким удовольствием шел в первый день, становится неприятной. За учебной работой детей родители чаще всего наблюдают во время приготовления домашних заданий. В младших классах дети нередко просят старших помочь решить трудную задачу, разобраться в упражнении, объяснить непонятное слово… И родители помогают, но как? Решают задачи, подписывают тетради, заполняют дневники. Такую помощь вряд ли можно назвать «помощью», больше всего подходит фразеологический оборот «медвежья услуга». Да, родители должны оказывать помощь, но ни в коем случае не выполнять письменные работы, не давать готовых ответов. Иногда родители ссылаются на школу: дескать, мы отдали ребенка вам, вы и учите. Да, в школе учитель помогает ученику разными способами воспринимать новый материал, закрепляет его. При этом он наблюдает за умственными способностями ребенка. Но каковы бы ни были способности ученика, чтобы усвоить учебный материал твердо, глубоко, надолго, его нужно запомнить, т.е. не один раз повторить. Такую работу совершают ученики, выполняя домашние задания. От того как они выполняют домашнюю работу, зависит в большей степени успех всей учебы. Следующее важнейшее условие, от которого зависит успешная учеба детей, заключается в их положительном отношении к учителям и к школе в целом. Если ученик любит школу, своих учителей, он будет с охотой посещать уроки. Но некоторые родители не помогают укреплять авторитет, а, наоборот, подрывают его и вместе с этим гасят любовь детей к школе, к тому или иному предмету. Не может сложиться положительного отношения к школе и у тех учеников, которых наказывают за плохую отметку. Правильно поступают те родители, которые к ребенку, сообщившему о плохой полученной отметке, относятся, как к человеку, попавшему в беду. Беда не в том, что стоит плохая оценка в дневнике, а в том, что не усвоена какая-то тема из пройденного на уроке. Надо убедить ребенка , что учиться он должен не для отметки, не для папы с мамой, а учиться нужно для жизни. Самый способный ученик не добьется успеха, если у него нет прилежания. Прилежным считается тот ученик, который всегда стремится отлично выполнить порученное дело, умеет доводить начатое дело до конца, выполняет его аккуратно, добросовестно. Очень много можно говорить о приемах, с помощью которых родители осуществляют руководство учебой. Однако хороши те приемы, которые заставляют ребенка мыслить, думать, соображать, преодолевать трудности. Вот в чем мы и должны помогать детям.
|